Рыцари Сантьяго были наиболее вольным орденом. Фактически, это не был монашеский орден, хотя братья жили общинно и им двигало религиозное рвение. Однако, братьям разрешалось жениться и иметь личное имущество. Таким образом, из монашеских обетов оставалось одно послушание.

Орден быстро рос и обзаводился землями во Франции, Италии, Палестине, Венгрии и Англии. Штаб-квартира ордена находилась в Монтальбане в Арагоне. Среди имущества ордена был замок Палмела в Португалии, которая стала орденской командерией и пунктом набора португальских рыцарей. В 1287 г. рыцари этой командерии выделились в особый орден Сан-Тьяго с собственным магистром.
Впрочем, папа признал португальский орден только в 1317 г. В середине XIII века орден был известен по всему Средиземноморью, вплоть до Малой Азии. Орден посылал рыцарей на помощью Балдуину Константинопольскому. Впрочем, орден многочисленностью не отличался, поэтому его контингенты были малочисленны. С этого времени для вступления в орден стали требовать знатное происхождение от кандидата. В целом орден стал более тесно связан с королевским двором, соответственно, возрос интерес короля к деятельности ордена. С 1254 года король произносил речь при выборе офицеров ордена, а с 1275 г. на пост магистра неизменно выбирали королевского протеже. В 1342 г. король настоял на том, чтобы магистром ордена избрали его семилетнего незаконнорожденного сына. Это вызвало резкую реакцию со стороны членов ордена, в том числе магистра Алькантары, которого объявили мятежником и обезглавили. Вскоре магистр Калатравы был убит Педро Жестоким.
Успешная реконкиста привела к оживлению старого духа крестоносцев. Коннетабль ордена Альваро де Луна (магистр с 1445) одержал решительную победу при Итере в 1431 г. В ходе дворцового переворота 1453 г. де Луна был казнен. С 1485 г. должность магистра ордена закрепляется за королем.
Journal information