Проще говоря, этот треугольник можно разбить на составляющие: Россия-Китай, Китай-США, США-Россия. В первом случае мы видим, как Россия всячески пытается создать и обновить существующие отношения с Китаем, предоставляя ресурсы, привлекая инвестиции и укрепляя экономику. Примером может послужить разрешение Китая на использование рубля для оплаты в некоторых своих городах.
Сейчас нет особого резона обсуждать связку США-Россия, тут и так все понятно. Говоря коротко, можно отметить, что сейчас тут преобладают конкурирующие отношения, и желание штатов создать ложное представление о России, используя для этого Сирийский конфликт. Желание получить влияние на Ближнем Востоке, гораздо выше, чем желание сохранить нормальные отношения с таким серьезным союзником как Россия.
Гораздо интереснее и, с какой-то стороны опаснее, ситуация между Китаем и Штатами. Опасна она тем, что этим странам уже предрекают войну. Достаточно взглянуть на то, что Америка является “управляющей державой”, а Китай “всходящей”. Конкуренция – это именно то, чего американцы никогда не терпели. Рост влияния и экономического развития Китая схож с ростом афинского могущества и страх, который он вызвал в Спарте. Схожую ситуацию мы можем наблюдать и сейчас.
Примечателен тот факт, что США сильно зависят от Китая. Львиная доля производства любых продуктов и девайсов находится именно там. Любой айфон, одежда, компьютер, кроссовки и миллионы сопутствующих товаров с маркировкой “Made in China”. Если в какой-то момент Пекин решит закрыть все заводы, то экономика США рухнет в течение 24 часов. Если привязать к этому факт того, что доллар начал укрепляться, что говорит о спаде градуса заинтересованности в зеленой валюте, то давление на Китай выглядит как минимум глупым.
Америке очень важно навязывать свою точку зрения по всему миру и именно с этим посылом они и воздействуют на страны, с которыми сотрудничают. Очевидно, что война между США и Китаем никому не нужна, но идеологические и экономические разногласия могут привести страны к точке невозврата, так называемой ловушкой “Фукидида”. Само по себе попадание в такую ловушку уже означает неизбежность войны, однако в современном мире существует множество механизмов, которые позволяют избегать подобных исходов.
Проблема состоит в том, что наличие разногласий, и невозможность их разрешения и может автоматически заводить страны в эту ловушку.
Если штаты нацелены на агрессивное давление, то Китай в свою очередь избрал более хитрую тактику. Они решили привлекать союзников США на свою сторону, дабы обеспечить себе защиту. Достигнуто это было с помощью создания банка AIIB, цель которого финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Попытки отменить военный исход конфликта показывают, как две страны с разными идеологиями и стилями ведения политики реагируют друг на друга. Если США выбрали свою, уже типичную, тактику агрессии и запугивания, Китай заходит издалека и берет своей долгосрочной перспективой, приманивая на свою сторону новых союзников. Если две великих державы откажутся признать наличие глубоких противоречий, появления которых не удастся (и более того, уже не удается) избежать в связи с изменением равновесия в отношениях США и Китая, то попадание в ловушку “Фукидида” неизбежно.
Journal information